Читайте на мультипортале KM.ru с интервью с заместителем директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 годов на Поклонной горе, кандидатом философских наук, доцентом, генерал-майором Виктором Николаевичем Скрябиным. Говорим об уникальном историческом опыте России, новых векторах исторического осмысления и, конечно, о планах главного музея Победы.
— Центральный музей Великой Отечественной войны сегодня по сути является флагманом патриотических учреждений культуры в России, поэтому Вы как никто знаете, в чем заключается смысл патриотического сознания и как отличить истинного патриота от «псевдо-патриота»?
— Патриотизм измеряется не показателями знаний или статистики. Это поведенческий фактор, это готовность жертвовать ради своей страны, того уникального социума, в котором ты живешь и частью которого осознаешь себя. Это готовность к труду и созиданию в мирное время, к издержкам и страданиям в сложные периоды, в экстремальных условиях – готовность пролить кровь и отдать жизнь за Родину.
Псевдопатриоты стремятся использовать чувство здорового патриотизма и, спекулируя на нем, решать свои личные задачи. В крайних проявлениях их действиях вы легко увидите элементы ксенофобии, национализма, шовинизма.
— Среда дает немало возможностей использовать патриотические чувства для противопоставления народов. Как в этой связи Вы оцениваете муссирование негативного отношения к туркам в СМИ? Попытки навязать ярлык «укроп» на всех украинцев?
— Политика и ее решения не должны переходить в плоскость отношения между народами. Акции турецкой власти и ответная реакция России не означают, что мы как народы должны враждебно относиться друг к другу.
Ситуация в Украине так же понятна: к власти незаконно пришли люди, которые, по моему глубокому убеждению, не отражают интересы народа. Их СМИ, поднимая на щит горстку ангажированных крикунов, запестрели русофобскими заголовками. Это беда украинской земли. Я уверен, что большая часть населения Украины относится к России нормально и сохраняет добрые чувства. То же и со стороны России. Мы понимаем, русский, украинец – это только паспортные данные, а на деле мы один народ.
Проявления бытового национализма, конечно, были всегда. С одной стороны, это обостренное стремление к самоизоляции, самозащите, с другой стороны, гипертрофированное чувство собственного достоинства, и при недостатке культуры и образования они активизируются. Это не те идеи и чувства, которые нужно приветствовать и поддерживать. Это путь к усобицам, которые приводят к трагическим последствиям.
— В истории тому найдется немало доказательств. В стенах вашего музея как раз проходит интересная выставка на эту тему – «Украинский коллаборационизм». Признаться, в Москве нам еще не доводилось увидеть выставку, где так четко было бы показано разделение фашистской идеологии украинских националистов и сознания основной массы украинского народа.
— Мы решили разобраться, в чем же на самом деле состояла идея «Бандера прийде, порядок наведе». Мы сравнили тезисы теоретиков бандеровского движения с тезисами «Майн кампф». Этого оказалось совершенно достаточно, чтобы убедиться, что идеология украинского национализма изначально была нацистской.
Здоровое чувство национального достоинства, осознания национальной идентичности, которое было и есть у каждого народа, в этом случае выродилось в нацизм. Украинские националисты захотели решить вопросы своей нации за счет подавления, унижения, ограничения и физического уничтожения других наций.
Сегодня в поступках украинских националистов в период Великой Отечественной войны некоторые пытаются найти высшее проявление национального чувства, патриотизма. Их действия представляют как борьбу за свободу и независимость Украины и от немцев, и от «красных». Мы показываем, что объективно они были просто вульгарными коллаборантами, которые пошли служить врагу и объективно были орудием реализации его целей, целей далеких от национальных интересов украинского народа.
— Термин «коллаборант» родился ведь во время Второй мировой войны?
— Да, он появился по Франции. 30 октября 1940 года в радиообращении премьер-министр Франции Анри-Филипп Петен призвал французов сотрудничать (от французского – collaborer) с оккупантами. Коллаборационизм означал служение врагу во время военных действия против интересов своего Отечества.
В большинстве стран мира факт коллаборационизма квалифицируется как уголовное преступление, как государственная измена. В действиях украинских националистов мы видим проявления классического коллаборационизма. Если помните, еще в феврале 1941 года состоялись переговоры украинских националистов, среди которых были и Степан Бандера, и Рихард Ярый, с руководителями немецкой разведки.
С момента создания организации украинских националистов в 1929 году она находилась под постоянным контролем немецкой военной разведки. В лагерях Абвера прошли подготовку все будущие лидеры движения, была развернута широкая подготовка боевиков в учебно-тренировочных лагерях, еще до начала войны созданы вооруженные формирования украинских националистов в составе Вермахта – батальоны «Роланд» и «Нахтигаль».
— Как удивительно напоминает недавние события на Украине, где усиление иностранного влияния граничит с утратой государственного суверенитета, а националистические формирования становятся репрессивной силой поддержания антинародного режима.
— В годы немецкий оккупации украинские коллаборанты, прикрываясь национальной идеей, на деле стали основными исполнителями политики геноцида собственного народа. На нашей выставке мы рассказываем о действиях печально известных батальонов «Нахтигаль» и «Роланд».
Какой же стала первая акция этих воинских подразделений? 29 июня 1941 года батальон «Нахтигаль» вошёл в город Львов. И именно украинские коллаборационисты организовали в первые два дня оккупации Львова уничтожение до 4 000 евреев. Вдумайтесь, 4 000 человек буквально за 1-2 дня.
И в дальнейшем именно подразделения украинских националистов были главным орудием фашистов для репрессий и геноцида народа Украины – и украинцев, и русских, и евреев, и поляков. Немцы были организаторами, а непосредственными исполнителями – ОУН УПА, дополнительные формирования охранных войск и, конечно, дивизия СС «Галичина», которая прямо воевала на стороне фашистов.
— Фашисты никогда не скрывали, что украинские националисты, несмотря на все их рвение, люди второго сорта. Взять самый простой факт: сколько раз еще до начала войны украинские националисты представляли вермахту различные проекты по созданию самостоятельной украинской армии, но немецкие генералы раз за разом отвечали категорическим отказом. Очевидно же, что батальоны украинских националистов были нужны только для выполнения конкретных грязных задач и только. Ни о каком равнозначном союзе не могло быть и речи. Что это за психология такая – знать, что тебя считают второсортным и после вытрут ноги, но все равно идти в услужение?
— Вы правы, удивительная метаморфоза. Коллаборационисты были готовы на применение любых средств, на любые союзы – хоть с чертом, хоть и Гитлером – ради достижения своих цели. Вот только они не обсуждали, была ли их цель общенародной или нет, отражала ли она интересы прогресса или напротив. Проявление политической близорукости, а по сути – национального предательства.
— Может ли этот вывод пригодится в современной общественно-политической ситуации?
— История, а музей ее предметный носитель, – это ведь наука не о прошлом. Это прежде всего наука о будущем. Задача музея, учреждений культуры, истории вообще – изучая феномен, сформулировать вывод, полезный для аналогичной ситуации в будущем. История дает нам знание, вывод из которого актуален в настоящем. В социальном времени нет деления на прошлое-настоящее-будущее. В социальном времени феномены из прошлого остаются в настоящем, и только от человека зависит, востребует ли он те знания, которые находятся в материи социального времени.
— Могли бы вы объяснить суть понятия «социальное время» на примере?
— Сколько сотен лет отделяет нас от периода, называемого «Древний мир»? Казалось бы, далекое прошлое? Тем не менее его феномен мы видим в скульптуре, архитектуре, типах культуры.
Еще пример. В физическом времени крещение Руси было тысячу лет назад, но православие является стержнем нашей культуры и по сей день. Конечно, и Победа советского народа над нацизмом и фашизмом – одна из важнейших страниц истории, и ее уроки невероятно актуальны. Также она очень ярко показывает особую роль России в развитии мировой цивилизации, миссию, не раз реализованную Россией и, увы, не раз недооцененную Западом.
Более того, сегодня мы видим тотальную фальсификацию причин начала войны, ее хода и исхода, роли Советского Союза и Красной Армии в разгроме нацизма, идет в целом пересмотр значения нашей Победы.
— Ради какой цели это делается?
— Из неверной исторической оценки удобно делать неверные исторические выводы, «полезные» для достижения сегодняшних политических целей. К примеру, фальсификация освободительной миссии Красной Армии, стремление представить ее как форму «оккупации, ограничившей развитие демократии и прогресса в странах восточной Европы» осуществляется только ради одной цели – создать в современном общественном сознании негативный образ России в прошлом и экстраполировать его на сегодняшний день, вытеснить Россию из традиционных сфер влияния, вызвать консолидацию всех русофобских сил в мире для сдерживания России, которая сегодня вновь вернулась в разряд сверхдержав, определяющих судьбы мира.
Своей задачей мы видим защиту объективного характера истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Согласитесь, эта задача важна не только для музея, но и для страны в целом.
— Каким образом возможно противостоять этой тотальной фальсификации? Показывая подлинники?
— Можно выдвигать какие угодно версии о событиях Великой Отечественной войны, но в нашем музее хранится более 250 тысяч различных экспонатов – документов, фотографий, писем и прочих артефактов. Из них и складывается подлинная история войны. Навязываемая сегодня Западом трактовка событий Великой Отечественной войны и Второй мировой явно конъюнктурна, но даже она отступает перед очевидными свидетельствами героического прошлого нашей страны.
— В прошлом году, когда Крым еще только воссоединился с Россией, наш фонд «Диалог на русском» был с визитом в Севастополе, в частности в военно-морском музее «Михайловская батарея». В украинский период заброшенный форт частично отреставрировал украинский бизнесмен Алексей Шереметьев и в с 2010м году на втором ярусе батареи открыл экспозицию «Героический Севастополь». Там было представлено множество подлинников, однако текст и подача, которыми они сопровождались, приводил к однозначному выводу: перед нами музей не боевой славы, а музей оккупации Севастополя. Подлинники были умело использованы для стирания исторической памяти о подвигах русских солдат.
— Сегодня на Западе, вообще в культуре постмодерна, активно исповедуется методология нарративизма. Нарративизм по сути отказывается от создания объективной картины истории, утверждая, что каждый может сформировать его собственное, совершенно субъективное видение, пренебрегая историческими фактами.
Например, кому-то хочется создать картину Второй мировой войны «как столкновения двух тоталитарных режимов», в равной степени ответственных за ее возникновение. Этот тезис, конечно, не выдерживает критики с позиции серьезного объективного анализа. Однако в методологии постмодерна это возможно – «я так вижу историю». Во исполнение задач «политической целесообразности» нарративизм – удобный методологический инструмент, позволяющий порождать идеологически мотивированные мифы. Один из распространённых сегодня на Западе – миф о том, что это именно США победили во Второй мировой, или миф, что решающий вклад в разгром нацизма внесли союзники.
— И все «новые» подходы по сути создаются ради одной цели – эту объективную картину переписать, вычеркнуть из истории самоотверженный подвиг наших дедов и прадедов.
— Дело ведь касается не только уничтожения памяти о подвиге советских людей. За конкретными фактами истории, в нашем случае за фактами Великой Отечественной войны, мы видим продолжение цепочки свидетельств нашей национальной идентичности, нашей самобытности. Это один из этапов нашей богатейшей истории, этап, логично продолжающий славные этапы развития нашей страны. Этот путь побед мы показываем на выставке «Наука побеждать».
Средствами живописи мы демонстрируем неразрывную связь поколений, традиции защиты Отечества от битв на Чудском озере и Куликовом поле до сражений Великой Отечественной и самых последних войн – в Афганистане, Чечне и теперь в Сирии. На наш взгляд, именно эта преемственность помогает сформировать историческое сознание и чувство патриотизма сегодня.
— Мы с удовольствием посетили выставку «Наука побеждать». Лаконично и эмоционально, через живописные полотна и краткие описания, показано, как из века в век проявлялись ключевые культурные коды нашей народа.
— А в этом и состоит глобальная функция любого музея – хранить цивилизационную идентичность, самобытность национального характера, передавать ее средствами синтетического музейного искусства.
— Нас заинтересовала еще одно ваша выставка – «Победа, добытая единством». На наш взгляд, она показывает удивительную способность России объединять народы на принципах равенства и соработничества и вместе добиваться успеха.
— «Победа, добытая единством» – очень важная для нас выставка. Размышляя о проектах к юбилею Победы, из всех ее аспектов приоритетным мы выбрали фактор единства народов СССР в борьбе против фашизма. Анализируя разные стороны Победы, очень четко видно, что она носила общенародный, общенациональный характер, в борьбе участвовали все республики, все народности и нации, все социальные слои. Это, кстати, очень важный показатель отечественного характера войны. Каждый народ, республика, край, город в едином порыве встали на защиту Отечества, на пределе возможного делали все для разгрома врага.
И вновь мы говорим о важнейшей функции музея – не только сохранять историю, но и делать выводы для будущего. А вывод очевиден: мы победили, когда были едины – социально, политически, культурно, идеологически, исторически, духовно.
Сегодня мы самостоятельные государства, каждое хочет добиться успеха, быть защищенным. Разве не должен быть востребован в современных межгосударственных отношениях стран – бывших республик СССР этот исторический опыт? Это особенно необходимо, потому что среди нас определённые силы, искусно манипулируя темой «имперских амбиций России», активно насаждают мотивы национального эгоизма, конфронтации, русофобии. Нашим соседям навязывается ложный путь изоляционизма и даже конфронтации в противовес объективной потребности к взаимодействию.
— Чего добились украинские националисты, мы уже видели. Тупиковый путь.
— Есть недавний исторический опыт, к которому просто нужно обратиться. И наш музей бьет в колокол: посмотрите, 70 лет назад мы победили только потому, что были едины, потому что мы были вместе. Что мешает сейчас сделать выводы из этого исторического урока и повторить эту удивительную Победу?
— Стоит отбросить навязанные мифы и признать, что исторически нам суждено идти вместе?
— Очень верное слово – «вместе». Тема «вместе», очень широкая в философском плане, сейчас в нашем музее стала одной из ведущих. На наш взгляд, она остро востребована современностью. Мы разрабатываем ее не только в рамках союзных республик.
Мы открыли проект «Вместе с Китаем», в рамках которого реализовано более 20 совместных проектов как в нашем музее, так и в КНР – Пекине, Тянцзыне, Нанкине, Шеньяне, Люйшуни и ряде других городов. Знаете ли вы, что практически всю освободительную борьбу китайского народа мы были вместе с ним, поддерживая его начиная с 1931 года, с вторжения японских воск в Маньчжурию, и до 1945 года, до разгрома и капитуляции Японии.
В истории Второй Мировой войны современному обывателю более-менее известен западный театр военных действий – события на советско-германском фронте, действия в Европе, отчасти в Северной Африке. Что творилось на дальневосточном театре, даже у нас мало кто знает.
— Обидное упущение. А ведь 2 сентября этого года, в день 70-летия окончания Второй мировой войны, мы также отмечали 70-летие освобождения издавна русских, стратегически важных для нашей безопасности территорий – Южного Сахалина и Курильских островов.
— Из этого незнания и рождаются исторические мифы. Считается, например, что на той площадке доминировали США, тихоокеанский театр военных действий представляется сугубо как американский, а победа над Японией – исключительно их победой.
Мы хотим показать, что сражались и Корея, и Малайзия, и Австралия, и, конечно же, Китай. 14 лет освободительной борьбы китайского народа, 35 млн. жертв! И, безусловно, важнейшее значение Манчжурской стратегической наступательной операции как операции, разгромившей основные вооруженные силы Японии и принудившей ее подписать капитуляцию. Именно эта блестящая операция Красной армии положила конец Второй мировой войне.
— Даже американские генералы, например, Дуглас Макартур, признавали, что «победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы». Так ли это?
— И на Тегеранской, и на Постдамской конференциях союзники, включая американцев, апеллировали к Сталину, признаваясь, что без Советского Союза не могут решить проблему Японии. СССР выполнил все взятые на себя обязательства – осуществил колоссальную передислокацию сотен тысяч военнослужащих с Запада на Восток. Это была переброска войск через полмира, и ровно через три месяца после окончания войны в Европе мы решительно вступили в войну с Японией. Разбили ее основную сухопутную группировку – миллионную Квантунскую армию, лишив Японию возможности дальнейшего сопротивления. Именно в результате побед Красной армии Япония была вынуждена капитулировать.
— «Вступление в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны», — говорил японский премьер-министр Судзуки.
— Последовательно развивая тему «Вместе» для защиты объективной картины Второй мировой войне, в 2010 году в Пекине мы выступили с инициативой о создании Международной ассоциации музеев Второй мировой войны.
Наш директор Владимир Иванович Забаровский призвал к объединению музеев, которые работают с темой Второй мировой войны, на единой диагологовой площадке, предложил консолидировать усилия для объективного информирования общественности разных стран о реальной истории Второй мировой.
Идея долго обсуждалась в музейном сообществе, на различных международных форумах и конференциях. В этом году сошлись три фактора – 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 70-летие окончания Второй мировой войны и 70-летие Победы Китая в войне сопротивления Японии.
В итоге по инициативе нашего музея, поддержанного Музеем антияпонской войны китайского народа, 7 сентября 2015 года в Пекине был проведен Учредительный конгресс, на котором 34 музея из 11 стран мира создали Международную ассоциацию музеев Второй мировой войны. Председателем совета был единогласно избран директор нашего музея Владимир Иванович Забаровский.
Мы видим необходимость не только объективного анализа и оценки событий Второй мировой, но и острую потребность посыла в общество уроков и выводов, сделанных из трагических страниц недавней истории. Это движение находит понимание и поддержку в широких кругах мировой музейной общественности. Верим, что наша инициатива получит широкую поддержку.
— Можете рассказать о планируемых совместных проектах в рамках Ассоциации?
— Те выставки о дальневосточном театре военных действий, о которых я вам рассказал, как раз примеры таких проектов. Среди наших задумок – создание большого музея Великой Отечественной и Второй мировой на Дальнем Востоке в самой России. Удивительно, но в нашей стране том регионе нет ни одного музея на эту тему, экспозиции представлены только в рамках краеведческих музеев.
В дополнение к идее экономического пояса Шелкового пути планируем высветить так сказать его военно-исторический аспект. В частности, сейчас обсуждается идея выставки под рабочим названием «Три парада Великой Победы – Москва, Берлин, Харбин», где будут показаны коллективные усилия союзных войск в разгроме противника как в Европе, так и на Дальнем Востоке.
В будущем, к юбилею Победы в 2020 году, мы хотим привлечь все страны антигитлеровской коалиции к созданию международной выставки «Вместе мы победили фашизм». Мы хотим, чтобы мир вспомнил коалиционный характер войны. Тема, по нашему мнению, сегодня чрезвычайно актуальная.
Есть философское обобщение: глобальная проблема требуется глобального субъекта для ее решения. Была общечеловеческая проблема – нацизм. Он угрожал не только Советскому Союзу или, например, Польше.
Адольф Гитлер считал, что даже его жизни не хватит для решения намеченных им задач. Польша, Англия, Европа, СССР – это только этапы, задача стояла в завоевании мирового господства и распространения нацистской идеологии на весь мир. Одна за другой, жертвами нацизма стали бы и другие страны, в том числе и заокеанские. И глобальная угроза была остановлена только благодаря созданию широкой антигитлеровской коалиции, в которую вошли 56 стран. Да, с разной степенью участия, но тем не менее, общая угроза заставила объединиться для ее устранения.
— Этот вывод можно применить к сегодняшней, по сути военной ситуации в мире? Есть ли историческая параллель?
— Есть, скажу больше – она очевидна. Перед нами новая глобальная угроза. Мы по традиции еще называем ее «международный терроризм», но на самом деле это рождение новой агрессивной идеологии, чреватой гибелью всей мировой цивилизации.
Абсолютно правильно исправляют ИГИЛ на ДАИШ – эта идеология и практика не имеют ничего общего с исламом, не зря предлагается более правильным называть ее «сатанинской». Это деструктивная, мизантропская идеология, в которой перемешаны мотивы религиозного экстремизма, ксенофобии, террора, уничтожения, регресса, отказ от достижений человеческой цивилизации. Эта идеология возвращает человечество в средневековье, в дикость.
Она уже имеет мощную организационную структуру с сильной международной подпиткой, она начала активно действовать, даже территориально оформилась и уже имеет некоторые признаки государства. И, повторюсь, это угроза не одной стране, не двум, а всему миру. И разве не должны мы вспомнить исторический опыт события, которое от нас отделяет всего-то 70 лет? Ведь и тогда мир не был един, но смог переступить через противоречия и объединиться ради решения общей задачи, задачи спасения всех.
История повторяется. И сейчас у нас есть только один выход – подняться над ведомственным, национальным, корыстным, сиюминутным ради общечеловеческого. Это единственное средство выживания. Если мы вновь не объединимся, то все по очереди станем жертвами. Этот вывод дает нам история Второй мировой, Великой Отечественной войн, и потребность в реализации этого вывода сегодня бесспорна.