Непредвзятый взгляд позволяет увидеть, что в границах многонационального русского мира, объединённого языком, общими ценностями и культурой, сложилась самобытная цивилизация. Выдающийся русский ученый Н. Я. Данилевский, предложивший цивилизационный подход для анализа общественного развития, в рамках нового подхода четко обозначил особенности нашей цивилизации и возможность на этом основании прохождения русской цивилизацией уникального пути развития. Сегодня цивилизационный подход отвечает вызовам современности и позволяет осознать и объяснить специфику существования русской цивилизации и тех угроз, которые ей брошены.
В истории русской цивилизации найдутся и светлые, и темные страницы. Возрождаться и развиваться ей удавалось за счет сохранения так называемых «углов народной психики», источников, позволяющих людям, принадлежащим к Русской цивилизации делать правильный, цивилизационно соответствующий выбор.
«Высокие духовно-нравственные ценности все больше открываются для нас в православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели – в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души», — пишет о ценностях русского мира О. А, Платонов в книге «Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации».
«Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще из коренящегося в нем неистребимого чувства сострадания он готов отдать с себя последнюю рубашку, чем у кого-то её отнять. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остаётся в проигрыше. Побеждённые же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса, в чём легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно, приумножая своё материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации», – описывает особенности русской цивилизации А. Иванченко в книге «Путями великого россиянина».
Культура, язык, история, семейная память – вот те духовно-нравственные ориентиры, которые несут и передают будущим поколениям ценности, первоосновы русской цивилизации. Именно они (для краткости назовем их общим понятием – культура) стали главной мишенью информационной войны сегодня. Как ни вспомнить знаменитые слова первого канцлер Германской империи Отто фон Бисмарка: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».
Выявлены и уже общепризнаны технологии организации «цветных революций». Удивительно, что первым о них заговорит полковник русского генерального штаба военного теоретика Евгений Эдуардович Месснер. Он написал несколько фундаментальных работ по мятежным конфликтам. Его знаменитое выражение – «мятеж-война – имя третьей мировой». Остается поражаться, как точно он предсказал события, организованные через десятки лет в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, конечно, Украине. Уже ни у кого не возникает иллюзий, что происходившие там выступления были умело спланированы, спонсированы, организационно поддержаны.
Однако мы продолжаем пребывать в иллюзии, что подобной войны не ведется на культурной фронте. В скандалах и спорах в области культуры видим лишь череду несвязанных событий, пытаемся объяснить ее традиционным для развития культуры столкновением консерватизма и новаторства, а порой объясняем откровенно враждебные выступления индивидуальным невежеством и глупостью.
Это убаюкивающий обман и даже самообман. Пришло время открыто говорить о политике культурной оккупации многонациональной русской цивилизации. Цель политики культурной оккупации – изоляция исторически связанных братских и добрососедских народов русского мира, разрушение культурных кодов многонациональной русской цивилизации, превращения всех территорий русского мира в колониальные придатки, а их жителей – в носителей чуждых их глобалистских ценностей потребления ради потребления. Главный метод – это разрушение исторической памяти и замещение родных ценностей чуждыми. Как мы уже говорили, главная мишень – культура как носитель ценностей и памяти.
Разберем четыре наиболее часто встречающихся технологии, используемые для разрушения нашей культурной идентичности. Эти технологии были исследованы Фондом содействия русской культуры в России в за рубежом в рамках программ «Культурный Крым» (2013 год) и «Культура как национальная безопасность» (2015 год).
Каждой из технологий мы подобрали пример из выступлений или творчества деятелей искусства, по форме принадлежащих русской цивилизации, но по содержанию длительности работающих на ее разрушение. Наши примеры объединяет также одна тема – Великая Отечественная война. Эта тема выбрана не случайно, так как Победа в ней, цена и усилия, потраченные объединившимися народами русской цивилизации, является одним из сильнейших культурных кодов русской цивилизации. И выбранные примеры покажут, как с помощью технологий осуществляются попытки разрушить этот код.
1. Обесценивай прошлое. Высмеивай подвиги, святыни, героев.
Известный дизайнер Артемий Лебедев пишет к 9 мая 2014 году: «В России есть только один культ хуже православия – культ Дня победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах – все это вызывает приступы рвоты. Поездки молодоженов к ближайшему памятнику 1941-1945. Ежегодные установки новых памятников и мемориалов. Возрождение худших традиций советской монументальной художественно-графической пропаганды из цифр, картонных орденов Победы – не помешались ли люди?» Его другое высказывание: «Война – это всегда плохо, это поле для худших человеческих проявлений и качеств. Победитель на войне, разумеется, всегда приукрашает в сотни раз свою доброту и преувеличивает в сотни раз животное поведение врага».
2. Стирай прошлое. При необходимости прикрывайся борьбой за современные тенденции.
В Екатеринбурге в январе 2013 года демонтирована Краснознаменная группа – памятник в честь вклада уральцев в разгром немецко-фашистских захватчиков. В качестве формального повода была названа необходимость реконструкции памятника, в дальнейшем – невозможность его реконструкции и установки на прежнем месте. В качестве прикрытия – необходимость установки «олимпийских часов».
3. Делай акцент на самых отвратительных деталях, возведи в абсолют негатив вместо анализа сути явления.
9 мая 2014 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «День Победы» по пьесе Михаила Дурненкова «Сны о войне». Вот отрывок из монолога главного героя пьесы, пытающегося рефлексировать в отношении Великой Отечественной войны: «Я, в общем, убийца. Неважно на самом деле как это произошло, самое страшное в этом не само убийство, а его факт. То, что оно уже… ну… произошло. И такой… непереносимый на самом деле ужас… невозможно ничего изменить… теперь жизнь разделилась на две части – в первой был человеком, мог путешествовать, знакомиться, любить, все такое… мог приобретать, не знаю… расставаться… мог думать или не думать, спать, жить, торопиться. А во второй части, вот сейчас, вот сейчас только одно – убийца. Я убил человека. И этого никак нельзя изменить, ничего нельзя отмотать, нельзя спрятаться, это как солнце над тобой, а ты в пустыне и нет норы, в которую можно спрятать голову от того, что ты убийца. Я убийца. Вот это вот… вот это мой самый частый кошмар. Это мой сон. Вероятно, война – это единственное, что может сделать тебя убийцей и не дать тебе возможности сойти с ума после этого».
4. Описывай, что ты чувствуешь «здесь и сейчас». Избегай преемственности, изображения связи времен, поколений, не давай исторического экскурса. Личная эмоция, следование низменным инстинктам являются решающим в восприятии явления.
Мариэтта Чудакова, доктор филологических наук, профессор Литературного института им. М. Горького, недвусмысленно высказывается о монументе «Родина-мать» на встрече с общественностью в Челябинске: «Нахлобученная на курган, она господствует над огромным пространством и лишает тех, кто идет к кургану, возможности сосредоточения. Подавляя естественные личные чувства, эта фигура инопланетного масштаба навязывает людям, появляющимся в радиусе ее воздействия, общее для всех возбужденное изумление перед масштабом содеянного: ишь ты! вот это да! Перед нами – чистая величина. Без мысли, без эмоций, почти физически угнетающая. …Вучетича – верю, что когда-нибудь снесут».
В каждом из приведенных примеров ни вдумчивого, основанного на фактах комментария, ни попытки исторического и научного осмысления, ни понимания явления, памятника, события в масштабах истории и развития русской цивилизации как самобытной. Ни – что самое главное – сочувствия, принятия, вбирания в будущее лучшего. Они замещены безапелляционным, поверхностным, очень эмоциональным восприятием, в котором есть только позиция эгоистичного, часто истерического «я» и только потребность к разрушению и саморазрушению.
Очевидно, что технологии культурной оккупации противоречат задачам осмысления, созидания, единения. Единственное, к чему они приводят, – это возникновения в человеке чувств неполноценности, безысходности, оторванности и покаяния. Эти чувства не имеют ничего общего с тем, что должны чувствовать представители русской цивилизации, в исторических масштабах всегда стоявших за справедливость и мир. Внедрение этих чувств может быть необходимо только в одном случае – в случае задачи полного уничтожения культурной идентичности представителей русской цивилизации.
К сожалению, ни ученая степень, ни имя, ни общепризнанный театральный, литературный и иной бренд, ни принадлежность к сообществу не является на текущем этапе информационной войны доказательством, что высказывание или акт искусства не содержит элементы разрушения культурной идентичности и исторической памяти. К каждому акту культуры необходимо подходить отдельно, разбирать его глубинную смысловую составляющую и результат, к которому он ведет – осмыслить и взять лучший опыт в будущее – или вызвать вражду и желание забыть свои корни и ценности.
Фондом содействия развитию русской культуры в России и за рубежом «Диалог на русском» разработаны также и формы противостояния технологиям культурной оккупации. Они были опробованы в рамках проводимого Фондом многосоставной программы «Русская цивилизация» на территории Республики Крым и г. Москва с период с октября 2014 года по октябрь 2015 года. Экспертами эти формы были названы «новыми формами социо-культурного программирования».
Главной цели, которую удалось достичь в рамках программы, стало соединение личного, семейного опыта человека с научным историческим осмыслением кодов русской цивилизации. Именно интерактивность и соединение научной мысли и личного опыта дало участникам программы методики для самостоятельной защиты своей культурной идентичности.
Обозначим две формы, которые разработал Фонд «Диалог на русском» и которые показали максимальную эффективность.
1. Обучающие интерактивные семинары.
Семинары и мастер-классы для студентов по осознанию особенностей менталитета представителей русского мира. В рамках работы совместно с участниками были развенчаны стереотипы о менталитете и названы его истинные черты, с воспоминанием высказываний известных русских философов, писателей деятелей искусства, с личными семейными примерами участников семинара. Семинары заканчивались выполнением игрового творческого задания.
2. Конкурс семейных историй.
Фондом «Диалог на русском» были организованы два конкурса историй о семье – «История России в истории семьи» и «История Великой Победы в истории семьи». 914 семей представили в оргкомитет свои работы. Удивительный срез работ показал, что в семейной памяти хранятся и передаются настоящие культурные коды русской цивилизации – взаимовыручка, самоотверженность, справедливость, защита Отечества, защита слабого, общинность. Обращение к семейной памяти активизировано эти коды и защитило преемственность поколений.
Анализ новых форм социо-культурного программирования показал, что именно обращение к историческому и семейному опыту возвращало участникам программы уверенность в своих силах, понимание и принятие своих сильных сторон, веру в способность совершить великое дело и ответственность за судьбу Родины. Этот уникальный опыт необходим сегодня как всех остальным регионам России, как и все странам, исторически принадлежащим лону русской культуры и многонациональной русской цивилизации уже не как средство профилактики, а как средство лечения.
Человек, лишенный исторический корней, осознания принадлежности к своей цивилизации, легко становится игрушкой внешних сил. Именно поэтому мы ведем сегодня новый бой – за историческую правду, за нашу самобытность, а по сути – за сам факт существования всей нашей цивилизации в том виде, в каком она существует и развивается уже более двух тысяч лет.
Доклад подготовлен исполнительным директором Фонда содействия развитию русской культуры в России и за рубежом «Диалог на русском» К. И. Славинской в рамках Международной конференции «Сохранение, поддержка и продвижение
русской культуры и языка за рубежом» (Белоруссия, г. Минск, 12 ноября – 16 ноября 2015 года).