Технология «культурной оккупации» в России

ьеатрПроисходящее сегодня в российской культуре в СМИ пытаются представить чередой несвязанных событий. Скандалы и споры объясняются традиционным для развития культуры столкновением консерватизма и новаторства. За громкими заявлениями и провокационными акциями скрывается системность действий. Их цель – трансформация существующих ныне учреждений культуры в мультиплексы, призванные только развлекать и предназначенные для воспитания населения как будущих жителей стран — экономических колоний.

План «культурной оккупации» осуществился на целом ряде учреждений культуры. Как результат – некоторые из них (такие, как музей Майковского) потеряны навсегда. Прочие (к примеру, экспозиция Политехнического музея) канут в лету через несколько лет. А иные (как театра на Таганке) в скором времени перевоплотятся в нечто нечеловеческое под прежним названием.
Технология же разрушения схожа во всех случаях. Фонд «Диалог на русском» раскрывает технологию разрушения учреждений культуры, использованную при уничтожении Политехнического музея в Москве, музея Маяковского, театра на Таганке, театра Гоголя и многих-многих других учреждений культуры.

1. «К нам едет ревизор».
Для любых изменений, особенно кардинальных, необходимо выбрать (при отсутствии вариантов – создать) повод. Для этого в учреждение культуры направляется проверка. Вне зависимости от результатов можно сделать немало предложений, чтобы хоть что-нибудь да улучшить, а значит, все изменения будут легитимными. Еще проще будет с теми учреждениями, где выявятся нарушения. Проверка проводится с одной единственной целью – найти повод выдавить директора учреждения. Подходит любой исход – и заявление по собственному желанию, и официальное освобождение от должности. А вакантное место займет «свой» человек.

2. «Разделяй и властвуй»
Один в поле, как известно, не воин, но при наличии административного рычага в одиночку «свой» директор будет действовать недолго. Для осуществления новых «позитивных» (так и хочется сказать – инновационных) изменения будут созданы новые рабочие места, будут взяты новые люди, будут созданы новые направления в работе учреждения. Старому коллективу будет предложено поучаствовать в новых проектах. Все согласившихся поощрят премиями, таким образом сталкивая бывших соратников. Всех несогласных завалят бюрократической работой, направят на семинары повышения квалификации и перевоспитания. Пока коллектив будет занят дележом, руководящие посты в учреждении постепенно передадутся верным людям.
Но и на этом этапе еще будет требоваться легитимировать свои действия. Для этого предлагается создать попечительский или экспертный совет. В его состав войдут сторонники изменений. Коллектив учреждения в нем будет представлять сам директор. Допускать кого-либо из прежнего коллектива в этот орган категорически не рекомендовано. На любые запросы СМИ о происходящем отвечать будут либо директор, либо члены этого совета, которые точно смогут успокоить общественность, а значит, все будет спокойно.

3. «Смена декораций, подмена содержания».
Говорят, незаменимых людей нет, поэтому останавливаться только на персоналиях нет смысла. Необходимо заменить содержание, которое преподносит учреждение культуры. Однако единовременная замена белого на черное может вызвать недоумение и даже протест у общественности, поэтому нужно размыть специализацию выбранного учреждения культуры. Театр, например, станет и выставкой, и площадкой для общественной дискуссии, а музей – местом для перфоманса. Под одной крышей нужно собрать самые разные точки зрения и акции – так, чтобы со временем новые вытеснили старые.
Если раньше главным критерием было качество, сегодня им должна стать малозатратность. Главным же ценностным посылом должно стать развенчание прежних традиций и убеждений. Бог умер. Истины не существует. Все должно быть поставлено под сомнение, высмеяно, превращено в уличный балаган. Критикам можно смело отвечать, что таков творческий поиск приверженцев постмодернизма – направления, которое нет-нет, да и называют «философией мусорной кучи».

4. «Карфаген должен быть разрушен».
Еще одним прекрасным способом легализовать изменения и новое содержание станет ремонт или реконструкция здания учреждения культуры. Новая же площадка, на которой будет некоторое время существовать учреждение культуры, не будет предполагать необходимость содержания целиком прежнего коллектива и прежнего репертуара или экспозиции. Увы, и отреставрированные «родные стены» примут под свой кров людей лишь новых, так как там уже не будет предусмотрены ни хранилища для прежних экспонатов или сцены под прежние постановки.