Читайте новый материал в рамках проекта «Интернет прямого действия». Нашим новым собеседником стал автор проекта первого Большого фестиваля «Рихтеровские встречи», директор Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова Ромуальд Крылов-Иодко. С 12 по 21 октября в московской государственной Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова состоялся Большой художественно-музыкальный фестиваль «Рихтеровские встречи», который был приурочен к 100-летию со дня рождения С. Т. Рихтера, 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского и 90-летию со дня рождения художника Д. М. Краснопевцева. О нем и о новых уникальных форматах библиотечной работы мы и будем говорить.
Союз слова, книги, живописи и музыки
В Москве с успехом прошел Первый Большой Фестиваль «Рихтеровские встречи»
«Новый День»: Большой фестиваль «Рихтеровские встречи» стал без преувеличения уникальным культурным событием Москвы. Хочется прежде всего поздравить Вас и ваших партнеров с творческим успехом!
Ромуальд Крылов-Иодко: Спасибо! Действительно, это уникальный, совершенно новый формат для общедоступных библиотек города, и сегодня можно уверенно заявить – он состоялся. Наша цель была – объединение Слова, Книги, Живописи и Музыки. Такой союз предполагал огромную ответственность, и, признаться, перед началом фестиваля я больше переживал, чем радовался.
«Новый День»: Как появилась идея об организации подобного фестиваля?
Ромуальд Крылов-Иодко: Изначально мы хотели провести фестиваль «Октябрьские вечера». Он стал бы зеркальным отображением «Декабрьских вечеров» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, задуманных Святославом Теофиловичем Рихтером и Ириной Александровной Антоновой. Но чем мы больше работали над программой фестиваля, а она с каждым днем становилась все насыщеннее и глубже, тем больше я понимал, что для нее нам нужен очень высокий символ. «Октябрьские вечера» как-то неопределённо. Была мысль назвать фестиваль именем художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова, но опять-таки, это имя пока недостаточно известно в столице, и оно отражало бы только живопись, а не весь комплекс направлений фестиваля. И в какой-то момент работы над программой я почувствовал, будто кто-то ведет меня. О подобном говорят: «мы не ведомы, но нас ведут и нам помогают». Я почувствовал, что наши искания в какой-то мере направляет сам Святослав Теофилович! Сначала я отговаривал себя: «Это великое имя. Это символ. Я не имею права…», но чувство благодарности, восхищения, обожания, преклонения перед Гением органично привели меня к решению о проведении именно «Рихтеровских встреч». Мы рискнули – и все сразу зазвучало.
«Новый День»: Вы были лично знакомы со Святославом Теофиловичем?
Ромуальд Крылов-Иодко: Мне, как и немногим причастным к фестивалю, и исполнителям, и организаторам, посчастливилось общаться со Святославом Теофиловичем. Я трижды виделся с ним. Два раза при его жизни и при последнем прощании с ним – на отпевании в Храме Иоанна Воина в 1997-м. Он ушел тихо, незаметно. В тот момент мы вдруг с грустью почувствовали образование вакуума молчания – «забытие мастера». И сейчас, когда идет возрождение самосознания России, возвращается и память о ее великих детях – духовных творцах, ее камертонах, наш фестиваль – это дань уважения Гению Рихтера, одновременно сохранение и развитие его наследия.
«Новый День»: Расскажите о программе Большого фестиваля «Рихтеровские встречи».
Ромуальд Крылов-Иодко: Большим его, кстати, охарактеризовал сам Оргкомитет, оценив значительное количество участников и насыщенность программ. Получилось, что Фестиваль будет идти 10 дней. В 52 программах приняли участие до семидесяти солистов и около десяти творческих коллективов. Нас поддержали квартет Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Светланова, Государственный струнный квартет им. М.И. Глинки (художественный руководитель О. Смирнов), Оркестр камерной музыки (дирижер Л. Лундстрем), Государственный ансамбль солистов «Орфарион» (художественный руководитель О. Худяков). В фестивале согласились участвовать народная артистка Абхазии – Алиса Гицба, заслуженные артисты России – Наталья Ковалевская, Яна Иванилова, Александр Гиндин, Степан Якович; лауреаты международных конкурсов – Денис Чефанов, Екатерина Мечетина, Евгения Петрова, Екатерина Рихтер, Ян Минчжэ (Южная Корея), Елена Кушнерова (Германия). Особая роль в подготовке и проведении Фестиваля принадлежит профессуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Обществу им. Ф. Шопена в Москве.
Опираясь на опыт проведения «Ночи музеев» в Москве, мы попробовали и новое время для старта ряда программ – и в 21:30, и даже в 22:00. И хотя фестиваль был сделан без какого-либо целевого бюджета, на одном энтузиазме, мы решили, что все мероприятия будут для зрителей бесплатны. Всех нас объединяло подвижническое стремление – принести людям радость от соприкосновения с высокими образцами искусства и интеллектуального общения и наслаждения музыкой.
«Новый День»: Например, прекрасной музыкой произведений из цикла «Рихтеровский венок»…
Ромуальд Крылов-Иодко: Нам очень повезло, что нашим партнером выступила фирма Kawai. Ведь все наши инструменты, которые находятся сегодня на площадках библиотеки, это списанные инструменты из музыкальных школ. Они просто не годятся для артистов с мировым именем. Конечно, мы все помним, что сам Рихтер был готов играть «на дровах». В свое время он был приглашен в Японию и за полгода пересек всю Россию, на чем тогда он только не играл! Попадались ему инструменты, созданные еще до революции. Современные исполнители считают это неприемлемым. Мы договорились о партнерстве с фирмой Kawai, она должна была предоставить нам на время фестиваля один рояль. Но, увидев нашу программу, настолько были восхищены, что передали нам два рояля. Поэтому нам удалось выразить в музыке не просто гармонию, но – эмоцию, глубину, отвечающую духу великого пианиста.
«Новый День»: Вспоминаются слова Святослава Теофиловича: «Я – странник, странствую по сонатам, экспромтам. Из одного века в другой. Для человека на земле главная тема – уметь странствовать. Он здесь странник, ощупью ищет Обетованную Землю». О Гении, безусловно, можно говорить бесконечно. Для полного восприятия программы фестиваля свою роль сыграло и оформление пространства библиотеки?
Ромуальд Крылов-Иодко: Это очень важная задача. Мне говорили много теплых слов об удивительных экспонатах, переданных нам Домом-музеем П. И. Чайковского в Клину. Наша библиотека искусств размещается в замечательном особняке – усадьбе XIX века Николая Сергеевича Третьякова, но на период фестиваля у нас было полное ощущение, что мы в гостях у Петра Ильича Чайковского. Нам удалось создать атмосферу музыки.
Также гостям фестиваля Библиотека представила проект «Дмитрий Краснопевцев – Святослав Рихтер. Порядочные люди в стране беспорядка». На выставке художника Дмитрия Михайловича Краснопевцева они смогли увидеть полотна из Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и частного собрания известного коллекционера Сергея Александрова; фотографии и материалы из архива семьи Краснопевцевых. Для меня особенно ценна подлинная переписка Краснопевцева и Рихтера. Здесь открытки и письма, иллюстрирующие гастрольный график пианиста. Можно прочувствовать его мироощущение, точность его сравнений, ощутить теплоту общения духовно очень близких людей. Для Дмитрия Михайловича, не имевшего возможности выезжать за пределы СССР, путевые заметки друга и его впечатления были не только пищей для размышлений, но и своеобразным источником вдохновения.
«Новый День»: Удивительная дружба и взаимопонимание двух творцов. Ведь первая персональная выставка Дмитрия Краснопевцева прошла в квартире именно Святослава Рихтера.
Ромуальд Крылов-Иодко: Да, на улице Неждановой в 1962 году. Кстати, самая известная выставка художника прошла также в квартире Рихтера, в 1975-м, уже на Малой Бронной. В экспозицию фестиваля мы отобрали самые интересные фотографии, сделанные на последней выставке.
«Новый День»: Программа фестиваля определенно выходила за рамки публичной библиотеки в ее привычном смысле. Вас это не смущало?
Ромуальд Крылов-Иодко: Общество привыкло к определенному стереотипу, считается, что публичная библиотека – это только книга и читатель. Это правильно и эту важнейшую функцию библиотек необходимо сохранять. При этом стоит развивать также направление «библиотека – культурный центр», расширять горизонты сотворчества со своим читателем. Я вижу, что в современной библиотеке наряду с книжными фондами, архивными материалами и электронными ресурсами будут концертный зал, музейно-выставочные площади и лекционно-образовательные аудитории. Уже сегодня некоторые библиотеки примеряют на себя роль активного организатора разноаспектной культурно-досуговой работы, включая клубы по интересам и кружки. Я полностью поддерживаю это движение. Именно такой площадкой я делаю Библиотеку искусств им. А. П. Боголюбова, которую возглавил в марте этого года.
«Новый День»: Подарите ли мы Москве в следующем году новый праздник – Второй фестиваль «Рихтеровские встречи»?
Ромуальд Крылов-Иодко: Конечно. У нас уже появилось несколько интересных идей. Второй фестиваль будет посвящен композиторам С. С. Прокофьеву и Д. Д. Шостаковичу, поэту Осипу Мандельштаму. Еще выбираем одного из художников, юбилей которого будет отмечаться в 2016 году. Также в наших планах провести в следующем году Первый конкурс камерного пения, дав ему имя выдающейся певицы, педагога, соратника и супруги Рихтера Нины Львовны Дорлиак.
http://newdaynews.ru/culture/547100.html