Жуткое завещание Волчек. В Современнике премьера пьесы, выбранной Галиной Борисовной.

Главред   08.03.2020  

Директор Фонда Лариса Михайлова посетила премьеру спектакля «Папа» на сцене московского «Современника». Главные роли в постановке исполняют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского театра "Современник"

Спектакль поставлен по пьесе французского писателя Флориана Зеллера. Он считается одним из самых ярких драматургов современности, его пьесы переведены на многие языки и популярны во многих странах. «Папа» – одна из самых известных.

Для этой постановки Галина Волчек позвала режиссера Евгения Арье, чьи спектакли, поставленные на сцене театра, становились значимым событием театральной жизни Москвы.

Жанр постановки определен как трагифарс, в котором переплетены юмор, пронзительная трогательность и почти детективная интрига.

Как рассказали в «Современнике», «Папа» ‒ очень важный для театра спектакль. Художественный руководитель Галина Борисовна Волчек не раз упоминала: «Важно чтобы в театре работали режиссеры одной с нами веры», то есть внимание постановщика, помимо спецэффектов, должно быть сосредоточено на том, что творится с человеком на сцене, чтобы история была рассказана через артиста.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского театра «Современник»

В спектакле нет ярких декораций, главенствуют приглушенные тона. Действие происходит дома. А точнее, в душе главного героя ‒ пожилого человека ‒ Андре. Зритель вовлечен в его внутренний мир, в мир человека, стремительно сходящего с ума. Он порой не узнает горячо любимую дочь, лица её мужчин невнятны, безразличны и враждебны.

Зритель погружается в это старческое сознание и вместе с Андре теряется в нем, ведь герой путается в днях, годах, забывая, что было буквально минуту назад. Андре ‒ трогательный, обаятельный и очень больной человек, который тем не менее так радуется чашке кофе с сахаром, утру и вечеру, и беседе с дочерью, которую очень любит.

Сергей Гармаш рассказал, что ему очень приятно было поверить в чудо, а приглашение на роль именно и  было для него  таким событием: «На протяжении шести лет, отвечая на вопрос, что вы хотите сыграть, я отвечал: хочу сыграть слабого, растерянного, беззащитного человека. И это слышала Галина Борисовна Волчек, ‒ вспоминал Гармаш. ‒ Она меня и пригласила, очень хотела, чтобы я сыграл эту роль. А потом появился текст, это название и режиссер. Эту роль я безусловно, посвящаю Галине Борисовне. Спасибо огромное за эту инициативу, работу в этом спектакле».  

Сергей Гармаш уверен, что пьеса «Папа» – на все времена, пожилые родители со своими болезнями – та проблема, которую рано или поздно приходится решать каждому: «Этот диагноз пожилого человека, он переходит на  его близких, окружающих его людей. И как важно в эти годы жить с этим человеком, дать достаточно внимания и заботы, как важно не нарушить самого себя».  

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского театра «Современник»

В спектакле  затронуты важные, мировоззренческие темы: что такое сострадание, любовь? Что такое реальность – и насколько наше личное субъективное восприятие отражает эту объективную реальность, и как трудно признать порой, что человек не может изменить действительность.

«Папа» ‒  первая работа в «Современнике» актрисы  Виктории Толстогановой. Он уверена: «Пожилой отец и взрослая дочь ‒ это целая планета. Я больше, чем уверена, что, играя этот спектакль, мы будем постоянно  открывать в нем  какие-то истории. Отношения между папой и дочерью, беспощадные, непростые, любовь, и в тоже время ненависть.  Правильно ли она сделала, отдав его в больницу? У каждого  своя судьба.  Может быть, ее  судьба была как раз быть  до конца с самым родным и некомфортным человеком?  Мы все говорим о счастье, его дико мало, но не факт, что мы все ради этого тут живем. Мне нравится, что выбор моей героини –  неправильный выбор», –  заключила  Виктория.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского театра «Современник»

Выбор героини ставит вопрос в финале. Вопрос, который каждый для себя решает сам. «Тема ухода из жизни сегодня стала чрезвычайно важной, потому что мы  дольше живем, и уход не всегда бывает простой»,  – режиссер  спектакля  Евгений Арье не сомневается: «Важно, что пьеса не о каких-то глобальных  вещах, а о простых человеческих проблемах, от которых страдает пожилой, беспомощный Андре и  его близкие люди».

Через частную проблему одного пожилого человека спектакль «Папа» все же рассказывает о вечном: о счастье, о выборе. О совести и цене.

По материалам ревизор.ру.